ГлавнаяАктуальноГубернияЗемлякиАвтопанорамаОбразованиеКультураПравославиеЗдоровьеСпортПравопорядок
СОЦСЕТИ



Служба по контракту

Нацпроекты


СВОИХ НЕ БРОСАЕМ!

ОБЪЯСНЯЕМ

СТРАТЕГИЯ

ПАМЯТКА

CЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ


ОФИЦИАЛЬНЫЕ САЙТЫ
Официальная группа газеты "Рабочая Балахна" ВК
Официальный сайт администрации Балахнинского района
Официальная группа администрации Балахнинского района ВК
УСЗН Балахнинского района
Балахнинский музейный историко-художественный комплекс
Отдел вневедомственной охраны г. Балахна
Городской портал Балахна.РУ

Добро пожаловать на сайт газеты "Рабочая Балахна" (16+)


ИНТЕРВЬЮ

10:01 4.10.2019| Интервью | Версия для печати

Важно развитие ребенка

Л. ЧИСТЯКОВА
Фото А. ИЛЬИНОЙ



Липовской школе в этом году исполняется 115 лет, это одна из старейших школ района. И 50 лет исполняется зданию, в котором она в настоящее время расположена. Отличным подарком школе в год ее двойного юбилея стало известие о том, что учителю начальных классов Наталье Викторовне МОЛДАВАНЦЕВОЙ присужден федеральный грант приоритетного национального проекта «Образование». Это очень большой успех. Накануне Дня учителя мы встретились с Натальей Викторовной, чтобы поздравить ее и узнать о ее работе.

Наша справка

Н.В. Молдаванцева родилась в Правдинске, окончила школу №14. В Городецком педагогическом училище получила специальность учителя начальных классов, затем в Нижегородском педагогическом институте – высшее образование и диплом по специальности учителя русского языка и литературы. С самого начала своей трудовой деятельности, с 1992 года, работает в Липовской школе.

– Наталья Викторовна, в этом году вы «классная мама» в третьем классе, а значит, уже хорошо знаете детей и их родителей и у вас полное взаимопонимание?
– Я иногда шучу, что я уже не классная мама, а классная бабушка. У меня учатся дети моих учеников. Это большой плюс сельской школы, что, живя в едином поселении, конечно, мы знаем друг друга. В нашей школе сохраняется домашняя и какая-то семейная атмосфера. Жители поселка, когда у них ребенок только еще родится, высчитывают, к кому из учителей он пойдет в первый класс, потому что коллектив у нас сложившийся, устоявшийся. И когда родители отдают своих детей своим же учителям, испытывают большую радость.

– За победу в конкурсе приоритетного национального проекта «Образование» вы отмечены федеральным грантом. Примите наши поздравления! Грант присуждается за какую-то конкретную работу?
– Нет, это не так. Учителя представляют свой опыт за прошедшие три года. При подведении итогов учитывается квалификация педагога, его самообразование (курсовая подготовка), успеваемость детей и их участие в олимпиадах, конкурсах различного уровня – районного, областного, федерального. Критериев много. Также учитывается участие педагога в конкурсах таких же уровней. У меня было несколько побед во всероссийских конкурсах, возможно, это сыграло роль.

– В каких, например, конкурсах?
– Я была победителем конкурса «Серафимовский учитель». Дважды мы с коллегами участвовали и побеждали в конкурсе «За нравственный подвиг учителя», была победа в международном конкурсе «Православная инициатива». На полученные по гранту деньги мы создали школьный музей.
В нашей школе за все 115 лет ее существования никогда не было музея. Но материал педагоги – наши предшественники – собирали, чтобы оставить нам крупицы той старой школы, которая была. Они были люди творческие, о музее мечтали, но долгие годы собранный ими материал об истории школы хранился в коробках на шкафах.

– Вы возглавляете районное методическое объединение учителей, ответственных за духовно-нравственное воспитание детей. Но разве не каждый учитель отвечает за это воспитание детей? В чем особенность вашего методического объединения?
– Вы правильно сказали, что отвечает каждый, но загруженность учителей и нагрузка учебная такая, что иногда это отводит воспитание немного в сторону. Поэтому задача нашего методического объединения: привнести в каждую школу какое-то новое веяние, новую идею, глоток свежего воздуха, что-то интересное, зажигающее. Чтобы педагог мог встрепенуться от этого и поучаствовать с детьми в конкурсах по духовно-нравственному воспитанию, организовать поездки, походы с детьми. У нас, учителей, работа такая, что какую тему ни возьмешь, она связана с духовно-нравственным воспитанием: будь то экология, краеведение, история и т.д. Сама стараюсь поучаствовать в каком-то новшестве, пройти его, а потом уже рассказываю коллегам.

– Вы издали книгу «Как живешь, первоклассник?». Очень хорошее издание. Как вы ее задумали?
– Совершенно случайно на сайте лагеря «Артек» я увидела этот проект. Они издавали книги о детях, которые отдыхали в лагерных сменах. И, так как этот проект удался, они решили расширить его, приобщить школы России и приглашали к сотрудничеству. Я туда обратилась, чтобы поучаствовать в этом проекте. Так как у меня был первый класс, решила, почему бы не рассказать о первом классе? Мало кто из своего детства это хорошо помнит. Но «первый раз в первый класс» – не только для ребенка, но и для его родителей, для бабушек и дедушек важное событие.

И мы рассказали о подготовке к первому классу, о нашей жизни, о буднях в первом классе, о друзьях, об увлечениях, об участии в конкурсах, фестивалях и праздниках, о мечтах. И получилась такая книга, которая предназначена и для детей, и для взрослых, которых мы приглашаем погрузиться в детство, вспомнить своего первого учителя, свои первые школьные переживания.

– Кто писал тексты?
– Работали в тесном сотрудничестве дети, родители и я как учитель. Начали по окончании первого класса, летом, в каникулы. Участвовали все с огромным удовольствием. Каждый ребенок рассказывал о том, как он пошел в школу, как все было необычно, все казалось таким огромным и неизведанным. Родители по электронной почте по кусочкам высылали мне вот этот «детский лепет». И все это копилось, я потом постепенно обрабатывала всю информацию, составляла содержание книги. Каждую главу начинаю я, рассказываю немножко, например, о том, трудно ли учиться в первом классе. Потом дети свое мнение высказывают, потом я подвожу итог. Когда закончился проект, мне родители говорили, что уже скучают, и хочется опять что-то мне прислать, какие-то словечки и высказывания детей.

– В главе «О чем я мечтаю» ваши первоклассники рассказали, как они представляют, что их ожидает в будущем, кем они хотят стать. И кем же? Кто-то хочет стать учителем?
– Кто-то – водителем автобуса, слесарем, как папа, ветврачом, потому что любит животных. Желание стать учителем – это, вероятно, еще в будущем.

– Действительно, трудно начинать учиться? Что вы, как учитель, делаете для того, чтобы ребенок не разочаровался в учебе?
– Конечно, со стороны взрослых людей, пятиклассников или одиннадцатиклассников, первый класс – проще пареной репы, но если посмотреть на это событие глазами дошколят, которые только что окончили детский сад, для них обучение в первом классе – это большой труд. Не отступая от учебной программы, проводя все предметы, я все-таки делаю ставку в своей работе на то, чтобы в школе была не только учеба. И родителям говорю, что школа должна для ребенка стать не только местом, где нужно грызть гранит науки, но и где нужно дружить, общаться, ходить в походы, ездить на различные экскурсии, в разные города. Например, побывать в Москве. Участвовать в различных олимпиадах. Не факт, что мы везде побеждаем, и у нас все получается на ура, на пять с плюсом, но даже само участие – это большое дело. Когда ребенок и учится, и просто живет в школе, общение с детством у него ни на минуту не прекращается. И общение с друзьями, и общение с учителями, которые их любят, и помощь родителей, которые хотят, чтобы дети везде попробовали свои силы. Настрой на это родителей дает хороший результат.

– Что вы посоветуете родителям первоклассников?
– Ребенок в первом классе не должен почувствовать резкой границы перехода к школьной жизни, этот переход должен быть постепенным. Чтобы детство продолжалось интересное, увлекательное, познавательное, но оно должно проходить уже в самой школе, с новыми людьми – учителями.

– Насколько важно научить будущих первоклассников читать и писать? Или в первом классе можно научиться всему и сразу?
– Важно развитие ребенка. Даже если, придя в первый класс, он не умеет читать, мы его обязательно научим в школе, у него все получится. Но чем шире кругозор ребенка, чем больше он знает, чем лучше у него развита речь, тем успешнее он будет учиться. Нужно, чтобы он умел крепко ручку держать, чтобы он знал, что такое тетрадь, чтобы он умел слушать, высказывать свои мысли и не боялся задать вопрос. Общее развитие ребенка важнее умения читать и писать. Когда ребенку много читают и с ним общаются, ему самому хочется вступать в разговор. Когда родители интересуются его проблемами, ему хочется ими поделиться. У нас, например, утро начинается с того, что дети делятся со мной своими новостями, задают свои детские вопросы. Дети любят общаться.

– В этом году в школы и детские сады пришли молодые специалисты. Для них, как для первоклашек, все впервые и вновь. Как опытный педагог, какое напутствие вы можете дать?
– Во-первых, я хочу сказать им «Браво!» – уже большое дело, что они выбрали этот путь. Во все времена учитель был бессребреником, как ни крути, ведь основная его задача не деньги заработать, а передать свои знания. Мой совет: не бояться пробовать свои силы во всех направлениях. Иногда нам кажется – это не моя стезя, я не смогу с этим справиться, а когда окунешься и попробуешь, понимаешь: это интересно и мне, и родителям, и детям. Не надо бояться новшеств.

И обязательно искать наставников, которые могли бы подсказать, научить, указать правильный путь и вовремя дать нужный совет. Ценить наставничество. Мне повезло в том, что наставников у меня было много, начиная со школьной скамьи, продолжая учебными заведениями, заканчивая местом работы. У меня была замечательная первая учительница Зинаида Васильевна Панина, я выбрала профессию по ее примеру. Работаю в школе уже 28 лет и считаю, что наставничество до сих пор полезно. Так, когда мы издавали книгу, я обратилась к учителю русского языка и литературы, отличнику народного просвещения Нине Александровне Костериной – ветерану нашей Липовской школы, проработавшей здесь всю жизнь. Для меня очень важно мнение педагогов старшего поколения.

– Спасибо за интересную беседу.

Поделиться:


* вверх страницы *
РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ


НАЦПРОЕКТЫ
Нижегородские предприниматели могут принять участие во встрече с гендиректором Корпорации МСП Александром Исаевичем 29 марта
В центр лазерной микрохирургии глаза нижегородской больницы им. Н.А. Семашко поступил новый операционный микроскоп
Нижегородские предприниматели приглашаются на Межрегиональный форум семейного бизнеса
Четыре туристических информационных центра Нижегородской области появится на региональном участке автомобильной трассы М-12
Более 300 предприятий представят свои вакансии на региональном этапе Всероссийской ярмарки трудоустройства в Нижегородской области

ПРОЕКТЫ РБ
Видеоприложение


Литературная страница
АрхивРекламодателямО газетеПодпискаПолитика ОПД и СОУТКонтакты
© МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна"
При перепечатке материалов c сайта гиперссылка Рабочая-Балахна.РФ обязательна